Если мы рассмотрим действующее в Эстонии законодательство, то в пенитенциарном кодексе есть виновные деяния против сексуального самоопределения (действия сексуального характера против воли, Пенитенциарный кодекс, глава 9 «Виновные деяния против личности», раздел 7), почти все люди понимают эти преступления одинаково. Кроме того, умалчивание об изнасиловании является преступлением, и случайный прохожий должен вмешаться, сообщить, воспрепятствовать. Если кто-то ищет удовлетворения любым способом, то в таком случае мы говорим не о домогательстве, а о преступлении с гораздо более серьезными последствиями.
Сексуальные домогательства расположены в пенитенциарном кодексе в главе о виновных деяниях о гражданских правах ( Пенитенциарный кодекс, глава 10 «Виновные деяния против политических и гражданских прав», Раздел 1), где регулируются преступления против принципа равноправия (статьи 151-153’). Вопросы равноправия рассматриваются также в Законе о гендерном равноправии (о домогательствах см. в частности пункты 5 и 6, части 1 статьи 3; статья 5; части 1 и 2 статьи 13), Законе о трудовом договоре (статья 11, часть 1, пункт 4; статья 6, часть 2, пункт 5) и др. Домогательства с позиции жертвы являются действием против ее воли, и признаком сексуального домогательства всегда является, в дополнение к нежеланию, унижение или угрозы. При домогательствах домогающийся считает, что другой человек значительно ниже его именно по причине того, что является женщиной или мужчиной. Например, он считает, что издеваться над женщинами — это нормально, и он просто выражает это сексуальным способом. Поэтому мы и говорим о домогательствах как о вопросе равноправия — если человек считает другого человека равным себе, будь то мужчина или женщина, то он не будет унижать другого человека против его воли.
В домогательствах субъективная сторона является решающей — два разных человека могут по-разному воспринимать одну и ту же вещь, и на этот опыт могут влияют отношения власти, контекст, какие-либо предыдущие эпизоды и т. д.
Если два человека на работе обнимаются и подшучивают друг на другом, то может быть и так, что 20 человек при этом будут чувствовать себя хорошо и не видеть в таком поведении ничего сексуального. Таким образом, для них эти действия не несут сексуального характера, не происходят против воли и хорошее самочувствие показывает, что действия не унижают достоинство. Но двадцать первый человек чувствует, что такие действия несут сексуальный характер, он чувствует себя объективированным в отношениях власти, поэтому чувствует себя униженным и дает понять, что для него такое действие происходит против его воли. У человека есть право так себя чувствовать и у него также есть уважительное право сообщить о своем нежелании, например, менеджеру по персоналу, или коллеге, или тому, кто является контактным лицом в организации. Другие, такие же порядочные и уважаемые 20 человек, могут сами не замечать проблематичности, потому что для них подобные действия не являются домогательством. Они уже работают в среде, свободной от домогательств. Однако у двадцать первого в нашем примере также есть право работать в среде, свободной от домогательств.
Акцент в правовом регулировании делается как раз не на запрете объятий и шуток, а на обязанности работодателя обеспечить работнику возможность выполнять свою работу мотивированно и без домогательств. По сути, это означает обязанность работодателя организовывать работу так, чтобы и двадцать первый человек чувствовал себя тоже хорошо и мог с полными силами сосредоточиться на выполнении работы. Например, работодатель может дополнить свои внутренние правила распорядка таким образом, чтобы все работники знали, куда обратиться в случае возникновения проблем и каким образом эту проблему уважительно решают. Начальство в данном случае также должно дать понять, что не приемлет домогательств сотрудников, что к любому работнику, который даст знать о своем дискомфорте, будут относиться с таким же уважением, как к тому, кто говорит, что его работа шла бы гораздо быстрее в офисе с чуть лучшей вентиляцией. Также, если кто-то говорит коллеге, что начальство/другой коллега/ кто-то из аудитории домогается, то коллега должен помочь добиться прекращения домогательств в соответствии с правилами внутреннего распорядка, например, сообщив о домогательствах назначенному сотруднику, который затем организует рабочую среду, свободную от домогательств. Именно таким образом работодатель может выполнить свое обязательство. Целью правил является обеспечение свободной от домогательств рабочей среды и предотвращение риска домогательств. Правила также развеивают опасения начальства, что если, например, я выражу радость коллеги по поводу успеха на работе, то за этим не последует обвинение в домогательстве. Однако за этим может последовать сигнал, что некоторым людям такое поведение не нравится — в этом случает в следующий раз их не обнимут, и, конечно, ни к кому не станут относится хуже из-за этого сигнала. В конце концов, это ведь совершенно нормально, что в каждом трудовом коллективе знают, куда обращаться с проблемой, если, например, рабочее место с слишком высокой температурой мешает выполнению работы. Это не доносительство. Правила также развеивают опасения работника, что никто не будет относится к нему хуже, если он сообщит об неприятном инциденте. В любом случае необходимо найти решение — как сделать температуру на рабочем месте достойной человека или как обеспечить работу трудового коллектива без страха домогательств. Мы консультируем в этих вопросах как работников, так и работодателей, avaldus@volinik.ee — деликатная возможность обратиться за консультацией или получением примеров. Отношение к дополнению правил было очень позитивным среди работодателей, потому что работодатель заинтересован в том, чтобы все работники смогли в полную силу отдаваться работе, и чтобы деликатные распоряжения были понятны даже тогда, когда может быть очень неудобно говорить об этой теме.
Все эти разговоры о правилах не касаются преступлений против сексуального самоопределения, потому что в таких случаях речь идет о возможности многолетнего тюремного заключения, что не имеет ничего общего с домогательствами в контексте возможного нарушения равноправия. Это две разные вещи.
Составляющей частью домогательства является нежелательность, второй — сексуальный характер, а третьей — унижение — поэтому в нашем примере, который не имеет отношения к оперному театру, приветственное объятие становится домогательством после того, как обнимающему было сказано, что это нежелательно для второй стороны, но он продолжает в унизительной форме обнимать так, что это также имеет сексуальный характер. В целом, цель законодательной регуляции в том, чтобы обеспечить мотивированное выполнение работы для всех работников в атмосфере взаимного уважения.